История
История Завода Продмаш - 150 лет в ритме времени
150 лет - не просто цифра, это целая эпоха. Завод Продмаш прошел долгий путь от маленькой мастерской до современного предприятия, вносящего значимый вклад в развитие дорожной инфраструктуры. Мы внедряли передовые технологии, разрабатывали инновационные решения, развивали дорожную отрасль и развивались сами. Наш завод - это предприятие, которое всегда в ритме времени, всегда идет в ногу с прогрессом, всегда открыт для новых идей. Давайте вместе переживем на этой странице все самые яркие события нашей истории!
1874
Свое летоисчисление ОАО "Завод Продмаш" ведет с 1874 г, когда Готгард Карлович Бенке основал механическую мастерскую, которая впоследствии выросла в большое предприятие.
🔹 Мастерская располагалась на территории нынешнего «Станкозавода».
🔹 После пожара, в 1877 г. на месте мастерской был построен ремонтно-механический завод.
🔹 Завод занимался ремонтом и изготовлением паровых машин, выпускал мельничное и сельскохозяйственное оборудование.
🔹 В 1885-1886 гг. на заводе были произведены два буксирных парохода на 60 и 80 лошадиных сил.
🔹 Всего до 1917 г. было построено более 40 пароходов (34 буксирного типа, несколько пассажирских и товарно-пассажирских).
1886
В 1886 году завод насчитывал уже 300 рабочих и 50 учеников. Производство было оснащено тремя паровыми двигателями, 66 различными станками, одним паровым молотом, двумя вагранками для чугунного литья, 10 горнами, двумя подъемными кранами и двумя вальцами. Завод стал изготавливать буксирные пароходы, конные сеялки, всевозможные котлы, сельскохозяйственный инструмент, металлические предметы домашнего обихода. Продукция завода завоевала хорошую славу. Заказы стали поступать не только из Самарской губернии, но и из Оренбургской губернии, Орского и Иледского уездов, Ташкента, Николаевского и Новоузенского уездов, Уральской области, Мерва, Чарджоуя (Закаспийского края), Сызрани, Нижнего Новгорода. Рынки в России были прочно завоеваны продукцией завода. Качество продукции было высоким. Так в 1886 году на Казанской сельскохозяйственной выставке «Товарищество» получило сразу две награды:
🔷 серебряную медаль за производство сельскохозяйственных машин,
🔷 медаль от Казанского отделения императорского русского технического общества за отличное исполнение паровых машин и деревообрабатывающих станков.
1887
"Сие дано мною, нижеподписавшимся, товариществу механического и литейного завода, бывшего Бенке, в том, что завод, как прежде, при сооружении моста через реку Волгу на Оренбургской ж.д., так и теперь в течение последних двух лет исполнял все даваемые ему заказы с безукоризненной аккуратностью, тщательностью и отчетливостью работы. Все полученные, как прежде, так и в настоящее время, лебедки, домкраты, шестерни, зубчатые колеса, полиспасты, поршни паровых цилиндров и прочие части машин, а равно и целые машины, постоянно превосходного качества изготовлены и лучших материалов. Заказанный в 1886 году и полученный весной 1887 года пароход в 35 л.с. оказался превосходно работающим, весьма экономичным и несмотря на быстрое течение р. Белой и р. Уфы, свободно ведущим против течения 6000 пудов груза в трех коломянках. В течение всей навигации 1887 года, несмотря на беспрерывную работу день и ночь в течение шести месяцев не пришлось пароходу останавливаться хотя бы для смены какого бы то ни было болта, ставши на зимовку не требует в настоящее время ни малейшего ремонта. Вообще все произведения завода, как мне пришлось убедиться по опыту, могут быть поставлены наравне с произведениями самых лучших русских заводов.» Действительный статский советник инженер Березин
1917 – 1932
После революции 1917 года Завод освоил производство необходимых молодой советской республике конных повозок, ремонт автомобилей иностранного производства. 1 мая 1930 года на базе ремонтного цеха Средневолжского машиностроительного (ныне Станкостроительного завода) был образован Ремонтно-механический и котельный завод №1, он был расположен по улице Льва Толстого д.1 и подчинялся Краевому металлотресту Народного Комиссариата местной промышленности РСФСР. Ремонтно-механический и котельный завод имел цех: котельный, механический, литейный, токарный, слесарный, электромонтажный. Приказом директора завода №17 от 20 января 1931 года утверждается структура завода из шести отделов: секретариат, производственно-технический, планово-производственный, счетно-финансовый, бюро технического нормирования военизированной пожарной охраны.
1932-1945
С 1932 года будущий «Продмаш», который в это время назывался Котельно-чугунно-литейным заводом № 1, стал выпускать походные кухни для Красной армии. Они изготавливались заводом полностью, без привлечения других предприятий. А в 1936 году снова произошло переименование: предприятие стало называться Котельным заводом № 1. Задача завода заключалась в изготовлении нарпитовского оборудования и инвентаря (посудного) для промышленных, сельскохозяйственных предприятий и мукомольной промышленности. 3 ноября 1941 года завод был переведен в ведение Главного управления обозостроения наркомата местной промышленности РСФСР. В годы Великой Отечественной войны, чтобы удовлетворить потребности фронта, завод кардинально изменил свой профиль работы и начал изготавливать не только полевые кухни, но и пароконные повозки П-45/ПК-46 грузоподъемностью 1,5 тонны и стабилизаторы для мин.
1951 – 1960
В 1951 году завод перешел в ведение «Главпищемаша». Оборудование для производства обозов было передано в город Похвистнево, где имелось предприятие аналогичного профиля.
В феврале 1955 года его объединили с заводом мельничных и элеваторных машин — «Мельмашстроем». Теперь это был завод продовольственного машиностроения, или сокращенно «Продмаш».
Основная площадка находилась в районе пересечения улиц Алексея Толстого, Льва Толстого и Максима Горького. Механосборочный цех завода располагался в бывшей мельнице купца Бобермана в Засамарской слободе (Мельничная, 1). Еще дальше от исторического центра находился деревообрабатывающий цех. В конце 1950-х годов стало ясно, что заводу необходимы новые производственные площади.
1961 – 1975
В 1961 году принято решение о строительстве новых корпусов и переезде части производства на Заводское шоссе. Институт "Промстройпроект" разработал проект нового комплекса производственных и бытовых зданий для завода "Продмаш". Местом для него был выбран Западный поселок Безымянки, в районе пересечения Гаражного проезда и Заводского шоссе.
С 1965 по 1973 год велось строительство нового корпуса «Продмаш». В декабре 1973 года Государственная комиссия подписала акт о готовности 1-ой очереди. Завод начал функционировать. Уже тогда был сделан упор на экологически чистое производство - на заводе появились локальные очистные сооружения для сточных вод.
Окончательно завод перебазировался на новую площадку к началу 1975 года, где продолжалось строительство инженерных, компрессорных и очистных сооружений.
История Завода во все времена была тесно связана с историей своей страны, а продукция всегда соответствовала требованиям времени!
2000-е
Большинство заводов проходят путь от зарождения и продолжительного роста до необходимости в модернизации. Так случилось и с Заводом Продмаш. На рубеже 2000-х годов предприятие оказалось на грани закрытия. Но новому руководству завода удалось сохранить его и с 2000 года началась новая современная эпоха Завода Продмаш.
Была проведена полная реконструкция зданий и цехов, модернизированы инженерные сети, было закуплено и введено в эксплуатацию современное импортное оборудование. Появились новые производственные направления, ключевым из которых стала дорожная безопасность.
2006
В 2005 году руководство приняло решение запустить на территории завода услугу горячего оцинкования металлоконструкций. Для этого встречались с партнерами из Голландии и проводили масштабную подготовку цеха к запуску нового оборудования.
В 2006 году на предприятии была запущена голландская автоматическая линия горячего оцинкования с размером ванны 12,5*1,6*2,8 м, а 17 февраля 2006 года был выполнен первый заказ по услуге горячего оцинкования.
2009
Завод Продмаш запустил линию оцинкования метизов и деталей малых габаритов, что позволило повысить эффективность оцинкования в зависимости от различных размеров металлоконструкций. Это расширило возможности предприятия и позволило выстроить полный цикл оцинкованния продукции.
2011
В период с 2008 по 2011 годы были построены новые производственные помещения, расширились производственные возможности под изготовление металлоконструкций, закупили и ввели в эксплуатацию современное импортное оборудование. В 2011 году ведущим продуктом завода становятся барьерные ограждения: запущены две профилировочные линии и прессовое оборудование. Они постоянно совершенствуются и модернизируются, чтобы сделать дороги России и других стран по-настоящему безопасными. Теперь «Делать мир безопасным, комфортным и красивым, применяя инновационные технологии» становится миссией Завода Продмаш.
2014-2017
С 2014 года началась глубокая модернизация производства, когда повсеместно внедрялись современные роботизированные комплексы, расширялся ассортимент выпускаемой продукции. В этом же году Завод Продмаш стал сооснователем Ассоциации заводов горячего цинкования, которая объединяет представителей и экспертов по антикоррозионному покрытию из разных стран. В 2015 году на базе предприятия начало работать собственное конструкторское бюро, которое занималось не только индивидуальными заказами и нестандартными решениями, но и разрабатывало инновационные продукты для улучшения безопасных условий эксплуатации российских дорог.
2018
В 2018 году завод встал на продуктоориентированный путь, целью которого является непрерывная работа по выводу новых продуктов на рынок для решения задач отрасли. Так в линейке Завода Продмаш впервые появились фронтальные ограждения и подпорные стены, а также разрабатывались новые марки барьерных ограждений для дорожной и мостовой группы.
2019
В 2019 году Завод Продмаш участвовал в запуске в эксплуатацию нового завода на территории ОЭЗ г. Тольятти по производству изделий из композитных материалов – ООО «ПМ-КОМПОЗИТ».
В рамках партнерских отношений в 2020 году в линейке продукции Завода Продмаш для дорожной отрасли начали появляться изделия с использованием композита.
2020-2023
В последующие годы Завод Продмаш продолжил развивать новые направления не только в категории дорожные металлоконструкции, но и начал выпуск продукции для рынка солнечной энергетики. Одновременно велась подготовка к запуску цеха по производству решетчатого настила. Также в 2023 году мы достигли рекордных показателей по услуге горячего оцинкования: оцинковали более 50 000 тонн металлоконструкций, что примерно равно 28 000 легковых автомобилей.
2024
23 мая 2024 года Генеральный директор ОАО «Завод Продмаш» - Георгий Владимирович Макаров и Советник Акима Алматинской области - Ахилбеков Самат Мухатович подписали меморандум о строительстве нового завода по производству дорожных металлоконструкций площадью 4 Га на территории Индустриальной зоны Кайрат в Алматинской области.